Именно тогда в 1988 году компанией «Копршивница Татра» был представлен авиационный тягач. Не только его история, но и дизайн очень интересен.
Широкий спектр надежных грузовых автомобилей, производимых компанией «Татра», получил заслуженную репутацию благодаря своей репутации. Помимо этого, она была одним из победителей знаменитого ралли-рейда «Дакар» в течении нескольких раз.
Видео дня: В Чехии проходят испытания беспилотного грузовика Tatra Force
Данная история авиационного тягача Tatra 815TPL восходит к января 1987 года. Техзадание для разработки и изготовления авиационного тягача было подготовлено нашей национальной авиакомпанией «Чехословацкие авиалинии» (ČSA).
Он был предназначен не только для перевозки самолетов по аэропорту, но и отталкивания их от площадок посадки/высадки вблизи здания аэропорта.
По сути, это «пушбэк», который применяется каждый раз при посадке и высадки пассажиров носом к зданию аэропорта.
Стоит сказать, что самолеты перед этим развернулись и стали стоять хвостом к зданию аэропорта.
Супер-МАЗ: седельный тягач будущего из Беларуси
Метод не применялся в больших международных аэропортах мира с 1960-х годов. Виной тому послужили проблемы при запуске двигателя самолёта, выхлопные газы которого устремились в сторону здания аэропорта.
Оно должно быть низким
Так как авиационные тягачи в Чехии использовали до этого времени, то это были автомобили серийные Tatra 813 6×6 или же 141. Самой большой проблемой, если забыть о невозможности работы с тяжелыми бортами, были их габаритные размеры.
Главным образом ČSA выдвигал требования к аэропортовым тягачам: высота должна быть не менее 2000 мм, а их способность тащить или толкать самолет массой в 230 тонн.
Новые российские грузовики «Валдай» оказались копиями китайского Foton
Конструкторы Tatra 815 смогли достигнуть этих целей даже с небольшим запасом: тягач имел высоту 1950 мм и был способен тащить или буксировать самолёты массой до 400 тонн!
Это должно быть дешево
В случаи необходимости нового трактора, его можно было бы легко приобрести за границей. Но модели из-за высокой стоимости были очень дорогими, и для их приобретения приходилось пользоваться иностранной валютой.
Тяжело было содержать и обслуживать трактор. Поэтому ЧСА обратилась к отечественному производителю, установив объяснимую цену в 1 100 000 крон.
Возможность разработать авиационный тягач появилась благодаря модульной конструкции грузовиков семейства Татра 815.
Не только в кино: как один гонщик помог другому победить
Шасси с низкой переднею кабиной было взято за основу при создании шасси для установки крановых надстроек. Но шасси имело высоту 2275 мм, вследствие чего для того чтобы соответствовать требованиям ČSA 4-местную кабину пришлось расположить немного ниже.
Двигатель, самый известный двенадцатицилиндровый движок с воздушным охлаждением и продольно расположенный над двумя передними управляемыми мостами, размещался сзади за кабиной.
На первом и заднем передачах силовой агрегат соединялся с десятиступенчатой коробкой передач без синхронизаторов, а на первой передаче уже только рычагом.
Двухступенчатый редуктор шел за коробкой передач. С помощью планетарного редуктора колесо могло развить передаточное число 2,333:1.
Стресс-тест в Мошнове
Останки первого трактора оставили заводские ворота осенью 1987 года. В 1988 году он успешно прошёл ходовые испытания и был передан ЧСА в начале года.
В середине 1988 года из аэропорта Моснов в Прагу прибыл второй экземпляр. Самым большим самолетом, на тот момент являвшимся самым крупным транспортным самолётом мира (существенно улучшив его в следующие год), был Ан-124 «Руслан».
В Ижевске продают редчайший трактор КамАЗ-5425МА СП «Альткам»
Грузовики «Татра» были в грузовом отсеке непосредственно перед тем, как авиационный тягач был загружен. Также вместе с специальным автомобилем для ралли-рейда «Дакар» грузоподъемностью 5 тонн (примерно), туда же поместились и все пять грузовых автомобилей после полной загрузки воздушного судна. Грузоподъемность составила 130 тонн, что соответствовало максимальной взлетной массе самолета в 405 тонны.
С места выгрузки самолет отправили все тем же авиатягачом «Тарта», который будто бы без затруднений справился с данной задачей. При возможности вытолкнуть тяжелый Ан-124, он мог бы работать и с другими самолётами того времени.
Авиатягач Tatra 815 ТПЛ был построен всего в количестве пяти штук и все они эксплуатировались лишь однажды чешскими аэропортами. Первоначально он интересовал зарубежные авиакомпании, а именно LOT, Malev and Interflug.
В 2008 году музей в Копршивнице отдал последний экземпляр этого экземпляра, который покинув аэропорт имени Вацлава Гавела покинул столицу Чехии.